Loading…




РЕКОМЕНДУЕМ
дизайн интерьера

 

СТАТИСТИКА

Free Counter

Bookmark and Share

free counters

 

 

 

 

 

Почерк Бога

11.07.2010, 10:29

На сей раз звездой проекта стала известная французская керамистка Эзабель Вершюрон. Она показала его участникам оригинальные способы обжига глиняных изделий, научила не бояться экспериментов. Результатом совместного творчества стала композиция, выложенная на пляже, у самой кромки Каспия. Тема ее: «Камень как сгусток времени». Произведения Land Art недолговечны. Но они остаются надолго – на фотографиях и навсегда – в памяти.

Land Art как искусство

В переводе с английского Land Art означает «земляное искусство». Стиль этот возник относительно недавно, в начале XX века, а к нам пришел только в XXI. Главный его материал и объект – реальный пейзаж. И художники стремятся не столько преобразовать ландшафт, сколько дополнить, расцветить своей фантазией, внести новые нотки в привычную среду. В противовес промышленному освоению природы, результат которого - ее оскудение, мастера Land Art обогащают окружающий их мир, дарят ему новую жизнь, творят новую реальность.

«Для работы в стиле Land Art , как правило, избираются первозданные, отдаленные ландшафты, тем самым художники как бы стремятся вернуть искусство в природу. Стиль Land Art поощряет постоянное творческое движение и самобытность. В то же время допускается работа в содружестве. Здесь нет каких-то определенных методов и жестких стилистических рамок, скорее всего, это похоже на импровизацию. Импровизируя, художники создают разнообразные и в сущности иллюзорные (в силу своей недолговечности) объекты: скульптуру, рельефы, инсталляции. Часто в творческий процесс вовлекаются и зрители», - рассказывает куратор проекта, художник Елена Григорьян.

Land Art начинался достаточно амбициозно. «Отцы» этого направления (Р.Смитсон, Р.Лонг, Д.Оппенхайм) осуществляли крупномасштабные проекты, охватывающие обширные природные пространства. С помощью бульдозеров они выкапывали рвы и траншеи, создавали искусственные холмы, гигантские скульптуры, дамбы, раскрашивали горы, пытаясь реорганизовать природное пространство. Но «искусство земли» может быть и другим. Оно не исключает камерности. Акценты расставляются иначе. Это не попытка реорганизовать пространство, а желание прислушаться к нему, слиться с природой. Здесь важен момент созерцания и сотворчества. Первый в Казахстане проект в стиле Land Art стартовал именно у нас, в Актау. «В 2004 году на берегу Каспия скульпторы и живописцы из нескольких стран воплотили в художественных образах свое представление о единении человека и природы. Это было пока еще робкое начало большого проекта, его отправная точка. Далее путешествие художников продолжилось, и площадками для творчества стало высокогорное озеро Иссык, ущелье Сайрам Су в Южно-Казахстанской области, Иртыш. Так «под бездонным куполом Азии» образовывалась огромная экспериментальная мастерская, где многозвучной импровизацией звучала тема взаимоотношения художника и природы», - рассказывает Елена.

Сгусток времени

«Почему именно керамика?» - спросила я Елену Григорьян. Она сперва отшутилась: «Это вопрос из разряда «почему вы любите этого человека?». Потом продолжила: «Работая с керамикой, я никогда не знаю, что получится. Результат непредсказуем. А непредсказуемость – это почерк Бога».

Самую старую в мире керамику нашли в Японии.Изделия из обожженной глины были сделаны 13 тысяч лет назад.

В 1960 году во время раскопок стоянки в пещере Фукуи (префектура Нагасаки, остров Кюсю) были найдены обломки глиняных сосудов. Образцы древнейшей японской керамики представляют собой обломки сосудов, которые использовались, вероятно, для каких-то хозяйственно-бытовых нужд. Эти изделия первых гончаров были еще очень примитивны. Формовочной массой для них служила природная глина, часто плохо очищенная, содержащая грубые песчаные примеси. Обжигалась керамика в обычном открытом костре, при низких температурах в 500° - 700°С. Именно первобытный обжиг и решили повторить участники проекта «Под бездонным куполом Азии». На базе отдыха «Жас Кала» мастера вырыли в песке две ямы, загрузили глиняные изделия и разожгли огонь.

Loading....

Рассказывает куратор проекта, Елена Григорьян: «Огонь, вода, камень, песок, глина - это первооснова мироздания, первоматериал Творца - становятся в руках художников значимым художественным материалом, созидая пространство в монументальное полотно. У работ, созданных «Камень как сгусток времени», есть лишь один недостаток: они недолговечны и имеют шансы дойти до широкого зрителя, только будучи запечатленными на фото- или видеопленку».

Четвертый этап проекта носил имя «Камень как сгусток времени». Из глины были слеплены сотни камешков, до обжига были они блеклыми и скучными. Огонь преобразил натуру.

Эзабель

Руководила огненным действом Эзабель Вершюрон. Эта изящная француженка приехала в Мангистау впервые. Елена Григорьян организовала для нее и ее дочери Зоэ экскурсию по нашему краю. На джипе, рулил которым Олег Алферьев, художники проехали по самым красивым местам региона. Они посмотрели Шеркалу, средневековый город Кызылкала, скальную мечеть Шакпак-Ата. Эзабель говорит: «Мангистау – уникальный край, край чудес и мифов. Я живу в Казахстане уже два года. Здесь страдали мои предки, Жизнь совершила очередной виток, и я переживаю тут только счастливые моменты». Еще до революции 1917 года прадед Эзабель, латыш по национальности, несколько лет работал в Шымкенте. Он был представителем крупной фармацевтической фирмы. Уже в тридцатых его сослали в Карлаг, где он и погиб. Мать Эзабель из Риги смогла сбежать в Бельгию. «Я родилась в дружной и счастливой артистической семье. Декоративному искусству я училась Бельгии. Потом я много путешествовала: исколесила вдоль и поперек Индию. Работала в Марокко, в Алжире, жила в Турции, в Японии. Во многих из этих стран я открыла мастерские», - рассказывает Эзабель. Она любит цитировать друга Виктора Гюго, Жана Бургуана: «Скука жизни и отсутствие желания исчезают на пороге любой мастерской».

В Актау ее спросили, нравится ли ей наш город. Эзабель ответила: «Я бы с удовольствием здесь жила, если бы была у меня мастерская».

Час ученичества

Учениками Эзабель в Актау были самые разные люди: преподаватели колледжа искусств, студенты, искусствоведы. Приют мастерам дала средняя школа номер один. Здесь из глины были вылеплены маленькие шедевры, составившие позже композицию на берегу Каспия. Эзабель научила друзей технике раку. Термин "раку" пришел из Японии для обозначения счастья и радости. Это волнующий и красивый метод обжига, но он используется в основном для декоративных целей.

Из города все переместились на берег Каспия. Интересный момент – во время обжига в ямы, вырытые в песке, можно кидать все что угодно: органические остатки (косточки от слив и огрызки от яблок), бумажные салфетки, ветки деревьев. И самое волнующее – заключительный момент, когда произведения искусства достают из импровизированной печи, отмывают в мыльном растворе и, наконец, выставляют на всеобщее обозрение.

Апофеозом проекта стала выставка в арт-галерее «Алем», где каждый желающий мог подержать в руке «сгусток времени».

  Говорит участник проекта, заведующий художественным отделением Мангистауского колледжа искусств, Болат Бакибаев: «Жаль, что в нашем колледже нет отделения декоративного искусства. Керамика дает возможность постижения и цвета, и формы». Молодой художник Бакытжан Кулбаев делится впечатлениями: «Мне очень нравится делать керамику. Я куплю себе муфельную печь, буду работать с глиной». Светлана Четвертных, руководитель Центра поддержки ремесленников «Мангистау шеберлири», приглашает всех желающих в мастерскую, где можно научиться работать с глиной.

Название проекта неслучайно. Стихотворение Иосифа Бродского абсолютно точно отражает впечатления художников.

Когда ты стоишь один на пустом плоскогорье, под
бездонным куполом Азии, в чьей синеве пилот
или ангел разводит изредка свой крахмал;
когда ты невольно вздрагиваешь, чувствуя, как ты мал,
помни: пространство, которому, кажется, ничего
не нужно, на самом деле нуждается сильно во
взгляде со стороны, в критерии пустоты.
И сослужить эту службу способен только ты.

Алена Логинова